Комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов организовал широкое обсуждение вопросов, беспокоящих родины лиц, пропавших без вести во время войны против Украины

16 сентября 2022 года по выполнению плана работы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов на период восьмой сессии парламента девятого созыва было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Социальная защита и законодательная поддержка лиц, пропавших без вести, и их семей». Мероприятие состоялось в помещении ТОРГОВО-промышленной палаты Украины под председательством председателя подкомитета по вопросам социальной защиты ветеранов Комитета Анатолия Остапенко.

В ходе откровенного обсуждения насущных вопросов, с которыми сталкиваются семьи пропавших без вести, заслушивались позиции Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Министерства в делам ветеранов Украины, Министерства внутренних дел Украины, Офиса Генерального прокурора, Объединенного центра Службы безопасности Украины, Национальной полиции Украины, родственников лиц, пропавших без вести в условиях широкомасштабной войны против Украины.

В начале встречи присутствовавшие почтили минутой молчания память Защитников и Защитниц Украины, погибших в результате вооруженной агрессии.

Как отметил в своем выступлении заместитель начальника управления надзора за соблюдение законов во время досудебного расследования преступлений и уголовных проступков Офиса Генерального прокурора Константин Меримерин, полномасштабное военное вторжение на территорию Украины сопровождается совершением многочисленных преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Нарушение законов и обычаев войны военнослужащими государства-агрессора приводит к существенным человеческим жертвам и материальным потерям, разрушению и уничтожению многих гражданских объектов, разграблению национальных ценностей, причинению вреда окружающей среде, другим существенным последствиям.

«При этом фиксируется значительное количество уголовных производств по фактам пропажи без вести военнослужащих и гражданского населения, в частности, в районах ведения боевых действий и на временно оккупированных территориях, — сообщил Константин Меримерин. — В органы Национальной полиции с начала полномасштабной агрессии поступило 35 826 обращений о безвести пропавших лиц, из которых 6 833 — в отношении гражданского населения, пропавшего в результате военных действий». По словам представителя Офиса Генерального прокурора, установлено местонахождение 19 530 человек, в розыске остается 15 202 человека, из них 4 259 — гражданские.

Отдельного внимания, по его словам, заслуживает вопрос розыска детей, пропавших без вести во время вооруженного конфликта. «Страна-агрессор вывозит детей, удерживает у себя, пытается ассимилировать в своей стране. Эта проблема общегосударственная. Предлагаем обсудить изменения в Уголовный кодекс, которыми эти деяния криминализируются. Чтобы каждый за такое преступление понес наказание», — сообщил советник по юридическим вопросам Уполномоченного по лицам, пропавшим без вести при особых обстоятельствах, Иван Ангелин.

Во время проведения мероприятия представители органов власти отмечали необходимость безотлагательно сообщать о пропавших без вести во время войны против Украины. «Родственникам, которые ищут пропавших без вести родных, нужно обратиться в Нацполицию, в частности, по телефонной линии 102 или 0800212151. После обращения регистрируется соответствующее уголовное производство, с заявителем связывается следственное подразделение», — отметила директор департамента взаимодействия с Национальной полицией Украины Министерства внутренних дел Украины Виктория Мозгова. В то же время представители семей пропавших без вести военнослужащих отмечали необходимость содействия воинских частей в поиске родных, ведь именно они владеют информацией о местонахождении военнослужащих перед исчезновением. Также представители данных семей сообщили о необходимости понимания общего алгоритма действий семьи, которая ищет пропавшего без вести родного, в частности, информационных разъяснений относительно полномочий органов власти, участвующих в соответствующем поиске.

Также представители семей пропавших без вести рассказали присутствующим о фактах, когда их родственники-лица, считающиеся пропавшими без вести, средствами телефонной связи сообщали о пребывании в российском плену. В этом случае важно признание государством таких телефонных сообщений для изменения статуса пропавшего без вести на пленника с последующим попаданием в соответствующий обмен пленными.

Кроме того, участники «круглого стола» обсудили неоднозначность трактовки действующего законодательства в части определения безвести пропавших лиц, вопросы о внесении информации о них в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, что создает дополнительные сложности для семей пропавших на пути получения социальной защиты от государства.

Согласно Гражданскому кодексу Украины физическое лицо определяется безвестно отсутствующим судом, при условии, что в течение одного года в месте его постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания. В то же время согласно Закону № 2505-VIII физическое лицо может приобрести статус лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах, который приобретается с момента внесения сведений, содержащихся в заявлении о факте исчезновения лица, в Единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. «Но по состоянию на данный момент Единый реестр находится в состоянии разработки. К сожалению, с 2014 года у нас такой вопрос есть. МВД должно разработать данный реестр. После начала работы реестра близкие родственники и члены семей лиц пропавших без вести при особых обстоятельствах смогут не только реализовать свое право на розыск лиц, но и в частности на социальную защиту», — отметил глава подкомитета по вопросам социальной защиты ветеранов Комитета Анатолий Остапенко.

Отмечалось также, что пропавшей без вести при особых обстоятельствах лицо считается с момента подачи заявления о факте его исчезновения. Предоставление лицу статуса пропавшей без вести при особых обстоятельствах не лишает его родственников или других лиц права обращения в суд с заявлением о признании такого лица безвестно отсутствующим или оглашения его умершим в порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии с Законом Украины от 22.10.1993г. №3551-ХІІ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» статус члена семьи погибшего (умершего) ветерана войны и члена семьи погибшего (умершего) Защитника и Защитницы Украины и соответствующие льготы предоставляются, в частности, членам семей ветеранов, пропавшие без вести.

Учитывая вышеупомянутую правовую коллизию и неоднозначность трактовки действующего законодательства, в частности, членами семей таких лиц и органами социальной защиты населения, возникла необходимость в четком определении категорий ветеранов (безвестно отсутствуют или пропали без вести, пропали без вести при особых обстоятельствах, пропали без вести), члены семей которых имеют право на статус и льготы, определенные Законом №3551-ХІІ, процедуры отнесения лица к такой категории ветеранов и документов, подтверждающих факт исчезновения ветерана (решение суда, выписка из Реестра в случае , если Закон №3551-XII будет распространяться на членов семей ветеранов, которые считаются лицами, пропавшими без вести при особых обстоятельствах).

Во время проведения мероприятия с грустью сообщалось, что нередко пропавшие без вести граждан Украины находят на территориях проведения боевых действий умершими. В этом случае очень важно идентифицировать человека для дальнейшего надлежащего захоронения семьей. Представители Уполномоченного по лицам, пропавшим без вести при особых обстоятельствах, отмечали, что родственники пропавших без вести должны безотлагательно сдавать ДНК-анализ для идентификации в случае смерти родного и передачи семье его тела для надлежащего захоронения. Сейчас большое количество деоккупированных территорий. Там могут быть те, кого ищут. Пропавшим без вести лицо, в частности, считается до тех пор, пока не найдено его тело, не прошла ДНК-экспертиза. Прошу родственников сдать ДНК-тест. Только треть сдала тест. Без этого мы не сможем установить и вернуть родственников, погибших», — отметил руководитель Секретариата Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, Александр Кульга. В то же время родственники пропавших без вести, присутствующие на заседании «круглого стола», отметили, что есть необходимость в автоматическом подтверждении добавления образца ДНК в соответствующую базу данных.

Советник по юридическим вопросам Уполномоченного по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, Иван Ангелин в свою очередь отметил невозможность сдать соответствующие анализы ДНК в случае с находящимися за рубежом гражданами Украины. . «Мы предлагаем разработать механизм, при котором человек, находящийся за границей, сдавал анализ ДНК и он попадал в Украину», – отметил Ангелин. По его словам, государственное содействие нуждается и в вопросе оказания безвозмездной вторичной правовой помощи членам семей лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и непосредственно пропавшим без вести. Ведь эта категория граждан нуждается в консультациях, в частности, связанных с охраной имущества и оформлением надлежащих социальных выплат. «Также мы предлагаем разработать законодательство, которое бы определило правовой статус и социальные гарантии категории лиц, осужденных незаконными террористическими организациями «ЛНР» и «ДНР» в период 2014 – 2022 годов», — резюмировал представитель Уполномоченного по лицам, пропавшим без вести обстоятельств.

В то же время представители Министерства внутренних дел сообщили, что в каждой области при ГУ «Территориальное медицинское объединение Министерства внутренних дел Украины» действуют сектора по социально-гуманитарным вопросам, которые оказывают помощь обращающимся семьям в оформлении тех или иных документов.

Завершая мероприятие, председатель подкомитета по вопросам социальной защиты ветеранов Комитета Анатолий Остапенко пообещал, что соответствующие встречи будут регулярными, что будет способствовать решению возникающих вопросов, в частности, у семей исчезнувших. без вести во время широкомасштабной военной агрессии против Украины. «За две недели проведем рабочую группу с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности. Зафиксируем план действий по наработке необходимых законодательных инициатив», — сообщил Анатолий Остапенко. В свою очередь заместитель Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности Максим Павлюк предложил присутствующим в письменном виде прислать обращение в Комитет по вопросам правоохранительной деятельности с соответствующими вопросами и предложениями. «Я направлю соответствующие обращения, в частности, в правоохранительные органы. Будем предметно говорить и действовать», — заметил Максим Павлюк.

После трех часов общения участников заседания «круглого стола», представители власти продолжили неформальную коммуникацию с семьями пропавших без вести по интересующим их вопросам в атмосфере доверия и содействия.

Источник

Поділитися

Share on facebook
Share on google
Share on twitter
Share on linkedin
Share on pinterest
Share on print
Share on email
Пролистать наверх